Тверской Императорский дворец вновь обрел красоту и величие

Дворец-1

Итак, свершилось. Реставрация главного корпуса Тверского императорского дворца завершена. На то, чтобы блистательная развалина превратилась в жемчужину Твери понадобились три года кропотливых работ и 2,8 млрд рублей.

30 июля директор тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина и заместитель генерального директора ООО «Реставрационная компания «Интарсия» Людмила Голубева провели для журналистов тверских СМИ первую экскурсию по обновленному дворцу.

Официально экскурсия началась в парадном вестибюле. Хотя уже подходя к зданию можно было увидеть произошедшие с ним изменения. Если три года назад дворец, построенный в середине XVIII века архитектором Петром Никитиным для императрицы Екатерины II, был дряхлым стариком, то теперь он заметно помолодел и выглядит настоящим великосветским щеголем. Над его парадным входом опять красуется чугунный балкон, прежнее место на северном и южном фасадах заняли скульптурные композиции «Волга» и «Россия». На башни вернулись навершия: звезда – на Восточную, крест – на Западную.

НДворец-2а протяжении 250-летней истории Тверской императорский дворец несколько раз перестраивался, причем лучшими зодчими своего времени. Это создало определенную проблему: чей проект – Петра Никитина, Карла Росси или Александра Резанова – выбрать для воссоздания.

«Мы долго выбирали, какую эпоху восстанавливать, – вспоминает Татьяна Куюкина. – В результате остановились на последней дореволюционной реконструкции, которую по заказу императора Александра Второго осуществил известный русский архитектор Александр Резанов. В настоящее время он считается первым реставратором дворца».

Возвращая из забвения первоначальный замысел Александра Резанова, реставраторам пришлось полностью избавиться от «советского наследия»: крохотных комнатушек, на которые были поделены дворцовые залы, и дешевой отделки. Реставрационные работы велись от фундамента, который требовал серьезного усиления, поскольку разваливался на глазах, до крыши. Причем в процессе реставрации оказалось, что дворец нуждается в полной замене перекрытий, восстановлении кирпичной кладки внутренних и внешних стен.

«Во время проведения работ мы впервые увидели, как после удаления поздних перегородок раскрылись прежние исторические помещения, – рассказывает Татьяна Куюкина. – На наших глазах из административного здания, пространство которого было разделено на множество кабинетов, дворец приобрел прежние черты: объемные пространственные решения, просторные залы, вестибюль, убранство».

Одним из самых сложных участков оказалась Восточная башня, которая обветшала настолько, что ночью сквозь купол просвечивали звезды, а стены могли рухнуть в людей момент. В итоге были установлены металлические стяжки и крепи, которые сохраняют подлинные укрепленные стены постройки, вручную разобрана кладка сводов и собрана новая, воссозданы перекрытия.

Воссоздание интерьеров коснулось исторических залов центральной части главного корпуса дворца. Работы велись на основе сохранившихся фотоматериалов и описи довоенного времени. В парадном вестибюле демонтированы и отреставрированы четыре мраморные колонны, еще две, разрушенные во время Великой Отечественной войны, были созданы заново, причем они полностью идентичны историческим аналогам. Пол вестибюля, благодаря найденным образцам, украшает керамическая плитка с рисунком, аналогичным рисунку середины XIX века.

Воссоздана и парадная лестница, вместо мраморных на ней установлены гранитные ступени с чугунными литыми ограждениями, появился уникальный световой фонарь.

Дворец-3«Розовый» зал дворца снова стал Парадным. Его стенам вернули искусственный мрамор, который впервые применил Росси, потолок декорировали лепниной, пол застелили паркетом. Кроме того, были открыты хоры, с которых во время дворцовых балов играли музыканты и восстановлены винтовые лестницы, ведущие на них.

Больше всего воображение поражает Гербовый зал, который до революции был залом собраний. Ему возвращен интерьер, созданный в древнерусском стиле. Кажется, что стены и потолок зала украшают дубовые панели. На самом деле это – роспись под дерево, секрет которой известен с 19 века.

Стены зала также украшают 16 гербов тверских уездных городов, выполненные на холстах в технике монохромной живописи, и монтированные на дубовые щиты.

Также были восстановлены интерьеры Карамзинского зала (где историк читал свою «Историю государства Российского» перед императором Александром I) и Голубой гостиной. Свои прежние места заняли воссозданные мраморные камины изразцовые печи. Свой первоначальный облик приняли чугунные лестницы.

Несмотря на то, что реставрационные работы закончены и петербургские мастера уезжают домой, открытие Тверского Императорского дворца для посетителей состоится не раньше второго квартала 2016 года. «Перед открытием главного корпуса, сюда должна вернуться богатая коллекция Тверской областной картинной галереи, – пояснила Татьяна Куюкина – – художественная экспозиция будет расширена, жителей и гостей города ждет много новых открытий».

Фото: пресс-служба Правительства Тверской области




Комментарии
Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Свидетельство о регистрации средства массовой информации "Тверская неделя" Эл № ФС77-56972 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 14 февраля 2014 года

Учредитель и руководитель - Берней Мария Всеволодовна
Главный редактор - Мандрик Ирина Александровна.
E-mail редакции: tverweek@mail.ru.
Телефоны редакции: 8-920-155-80-80; 8-904-355-07-04

16+

Разработка сайта - Михаил Воинов