Жителей и гостей Твери приглашают познакомиться с «Миром искусства»
|Выставка, посвященная творчеству художников «Мира искусства», одного из самых ярких творческих объединений конца XIX – начала XX века, открылась в Твери. В малом зале тверской областной картинной галереи в БЦ «Донской» можно увидеть работы художников эпохи русского «модерна», которыми восхищаются во всём мире.
У истоков «Мира искусства» стояли петербургский художник Александр Бенуа и театральный импресарио Сергей Дягилев. Объединение громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в музее центрального училища технического рисования барона Александра Штиглица. Впоследствии члены объединения «Мир искусства» начали выпускать одноимённый журнал (издатели – предприниматель и меценат Савва Мамонтов и княгиня Мария Тенишева).
«Художников объединяли интерес к прошлому, тяга к ретроспективизму, поиски идеалов в жизни и искусстве предыдущих веков. Мастера группы считали приоритетным эстетическое начало в искусстве. Искусство, по их мнению, должно было выражать личность художника. С.П.Дягилев в одном из номеров журнала «Мир Искусства» писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца», – отмечают организаторы выставки в аннотации, размещённой на сайте тверской областной картинной галереи.
На выставке в Твери можно увидеть «исторические фантазии», портреты, пейзажи, эскизы театральных декораций и костюмов, наброски оформления изданий работы Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Валентина Серова, Александра Головина, Бориса Кустодиева, Ивана Билибина, Сергея Судейкина, Константина Коровина, Кузьмы Петрова-Водкина, Филиппа Малявина, Константина Богаевского.
Художники «Мира Искусства» внесли огромный вклад в создание художественной книги и открытки, которые расценивали, как полноценные произведения искусства. В экспозицию выставки вошли номера журнала «Мир Искусства», легендарная «Книгу маркизы», оформленная Константином Сомовым, и «Пиковая дама» с иллюстрациями Александра Бенуа.
Выставку дополняют изумительные по своему художественному исполнению изделия из фаянса, созданные на рубеже XIX – XX веков. Тогда в моде были разнообразные кашпо, вазы, подсвечники, в пластике и орнаментике которых использовались излюбленные мотивы стиля «модерн» («ар-нуво»): стилизованные изображения птиц и животных, а также флореальная тема – цветы лотоса, ириса, лилии, кувшинки, рогоза, борщевика в сочетании с крупными листьями и виноградной лозой. Экспонаты демонстрируют яркую насыщенную палитру цветных глазурей, дополненных рельефами, люстром и росписями.
Фото: gallery.tver.ru