Матильда Кшесинская как образ русской революции
|В Твери завершается показ самого скандального отечественного фильма 2017 года.
По поводу векового юбилея двух русских революций сказано немало: публицисты, политологи и философы с разной степенью, как любви, так и ненависти, высказывали свои суждения по поводу событий 1917 года. Однако дискуссия вокруг, наверное, самого важного события XX века, определившего его драматургию, прошла в атмосфере безучастного к нему отношения со стороны власти. Неожиданно общество в обсуждении некогда столь важного идеологического вопроса оказалось предоставлено самому себе. И, как выяснилось, в отсутствии четких установок «сверху», обществу оказалось почти нечего сказать самому себе.
В преддверии юбилея «Великого Октября» у многих возникло ощущение некоторой недосказанности, а иные публицисты даже выступили с выпадами в сторону властей, что, якобы, юбилей революции преднамеренно замалчивается, что, конечно же, абсурдно, хотя и информационный вакуум вокруг столь политически заряженной даты имел место. Грандиозного кинематографического эпоса на тему революционных событий нам так и не предложили, а потому на роль главного фильма о революции в год её столетнего юбилея общественность назначила «Матильду» Алексея Учителя, а потом этим же фильмом и разочаровалась, потому что кинолента не оправдала её, общественности, ожиданий. Но виноват ли в наших завышенных ожиданиях режиссер?
Посмотреть «Матильду» определенно стоит, ничего провокационного в картине Учителя нет, зато есть красивые костюмы, сильные диалоги и бесподобная игра актеров, среди которых особой похвалы заслуживает Ингеборга Дапкунайте, великолепно передавшая образ вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Что же касается Данилы Козловского, то вся его сюжетная линия могла бы быть удалена из картины без какого-либо ущерба. Исполнители всех главных ролей – иностранцы, за исключением Сергея Гармаша, сыгравшего Александра III. Подход к кастингу, разумеется, отнюдь не случаен. Полагаю, что таким подбором актеров авторы «Матильды» попытались создать между актерским составом и зрителем такой же разрыв, какой существовал между царской семьей и русским народом на рубеже XIX и XX веков.
Алексей Учитель старается показать зрителю бессмысленность жертв, на которые приходится идти персонажам картины ради служения абстрактным высшим целям – невеста цесаревича, Алекс, принимает православие, сам Николай отказывается от любви всей своей жизни ради того, чтобы исполнить свой долг и взойти на российский престол, который, по большому счету, ему и не нужен. И только главная героиня, Матильда, приносит жертвы ради любви, разбивая ноги в кровь, чтобы, наконец, научиться исполнять тридцать два фуэте и заслужить право выступить в специальной постановке на сцене Большого по случаю свадьбы своего любимого.
«Матильда» наполнена глубоким символизмом, не случайно скандальную балерину мы видим в платьях всего двух цветов – белого и красного, которые не только отражают чувства Кшесинской, но и будущий раскол в обществе после революции 1917 года. Белая «Маля» – чувственная, эмоциональная и страдающая от любви к своему «Никки», в то время как алая Матильда – жестокая, холодная и своенравная женщина, причиняющая боль своим поклонникам вне зависимости от их социального статуса. «Матильда» это фильм о вызове обществу, на которые отважились будущий государь и простолюдинка, добившаяся своего положения благодаря упорному труду и таланту.
Скандальная балерина у Учителя олицетворяет то новое общество, которое, бурля, вырвется на арену истории в 1917 году – не случайно искренней, живой и человечной на экране мы видим одну лишь главную героиню в исполнении Михалины Ольшанской. Приглашение молодой польской актрисы на эту роль вместо Киры Найтли, безусловно, большая удача. Старое же общество выглядит лицемерным, заскорузлым и погрязшим в предрассудках, и это касается как правящей элиты, которую мы видим глазами Матильды, так и народа, на который с удивлением и ужасом смотрит супруга будущего государя, Александра Федоровна, из окна царского поезда.
Кинолента начинается и заканчивается сценой в Успенском соборе Кремля, где Кшесинская, одетая в свадебное платье, прорывается сквозь толпу присутствующих в хоры и оттуда, сверху, зовет своего возлюбленного Никки. Тот же, от переизбытка чувств, падает навзничь и роняет из рук Большую императорскую корону. И при этом ни церковные служители, ни присутствующие дворяне, ни царская семья, ни русское офицерство, ни даже «охранка» не смогли остановить Матильду, как не смогли они остановить и русскую революцию, точно также быстро и неожиданно обрушившую тысячелетнюю российскую государственность.
Не стоит искать в «Матильде» исторической достоверности, это всего лишь красивая сказка, имеющая такое же отношение к реальности, как и диснеевская «Анастасия». Подобно самой Кшесинской, нарисовавшей для себя красивое будущее с Николаем после его отречения, Алексей Учитель неуловимо рисует в наших умах образ России, которую мы потеряли, когда искренняя любовь наследника русского престола была принесена в жертву долгу.
Фильм Алексея Учителя не выносит политических суждений и, наверное, именно поэтому многие в нем разочаровались: в современной России вполне человеческие чувства правителей вековой давности по-прежнему неинтересны. Общество, похоже, отчаянно нуждается в политических оценках и до сих пор не до конца понимает, что же с ним произошло в 1917 году.
Фото:афиша фильма «Матильда» (фрагмент), кадры из фильма