Православные активисты ищут новые формы
|В Твери прошёл первый православный флэшмоб. Ответственность за организацию заранее спланированной массовой акции взяли на себя религиозные молодежные клубы «Сеятель» и «Ирини».
Смелый для консервативных верующих формат мероприятия стал для них первой попыткой адаптироваться в суетной Твери XXI века. Акция, посвященная празднику Сретения, прошла в торгово-развлекательном центре в антураже магазинов, блестящих эскалаторов и панорамного лифта. Как торговля и развлечения сочетаются с православием вообще и со Сретением Господним, в частности, сказать сложно, но православная молодежь эксперимент поставила и, судя по всему, осталась собой довольна.
Официальный релиз религиозного молодежного клуба «Сеятель» сообщает следующее: «…около шести часов вечера вокруг фонтана в холле торгового комплекса прошла женщина со звенящим колокольчиком. Перед светящейся вывеской с надписью «Love» на стулья присели два гитариста, один из которых оказался священником, и запели песню «Город золотой». К выступающим стали присоединяться люди из зала — кто-то выходил из магазинов, кто-то приехал с баяном на эскалаторе…. Посетители торгового центра останавливались и с радостным любопытством доставали мобильные телефоны с камерами, а некоторые просто наблюдали за происходящим с балкона второго этажа».
После финальных аккордов один из участников флэшмоба – Алексей Андреев – поздравил присутствующих с праздником Сретения Господня и сообщил, что, оказывается, исполненная песня рассказывает о Царствии Небесном. Не прошло и пяти минут, как все участники флешмоба снова разошлись по магазинам торгового центра.
Справка ТН*: можно с уверенностью утверждать, что мотив популярной песни был известен уже в эпоху Ренессанса. Автором музыки, которая попала на советские пластинки считается Владимир Вавилов — советский гитарист и лютнист. Стихотворение на мелодию с пластинки Вавилова сочинил в ноябре 1972 года поэт Анри Волохонский. Произведение «Над небом голубым…», озаглавлено в его сборнике как «Рай».
В стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля (Иез. 1:10). Многие видят в тексте описание Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса) (Отк. 21:1—3, 21:11—22:2), в христианской традиции считающегося образом рая, и четырёх животных из Апокалипсиса (Отк. 4:6–9) — тетраморфа.
В 1975 году песня использовалась в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где её услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, при этом извинившись за то, что даже не знает, кто написал это произведение. Более того, БГ не только не знал автора, но и переврал предлог, который спровоцировал нешуточный богословский спор. В варианте Гребенщикова в первая строчка оригинала «Над небом голубым…» звучит «Под небом голубым…». В таком виде композиция вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел», исполнялась на всех концертах и стала «визитной карточкой» БГ.