Роддомовская лихорадка
|Тверское здравоохранение трясет. Следственный комитет расследует уголовные дела, связанные со злоупотреблениями при закупках оборудования для лечебных учреждений; СМИ торопят отставку регионального министра здравоохранения. Продолжается катавасия с перепрофилированием тверских больниц. В начале ноября в Твери случилось событие ожидаемое, но оттого еще более обидное и пугающее возможными последствиями: для рожениц закрылись двери 4-го родильного дома. Как это решение согласуется c курсом на улучшение демографической ситуации? Кому и зачем это нужно? Редакция «Тверской недели» попыталась разобраться с этими вопросами.
Четвертый роддом перестал принимать беременных и рожениц со 2 ноября. Теперь вместо него в Твери появилась объединенная гинекологическая клиника. Дамы «в положении» из Центрального района, ранее пользовавшиеся услугами роддома №4, отныне должны обращаться в 1-й роддом в микрорайоне «Южный». Зато гинекологическим больным предлагается со всех районов города приезжать «сдаваться» в центр, в бывший 4-й роддом: из роддомов №2 и 5 пациентки отправляются сюда уже с начала октября, из 1-го роддома – с начала ноября.
При этом все эти пертурбации производились весьма поспешно. Изначально перепрофилирование 4-го роддома в гинекологическую клинику входило в план модернизации здравоохранения Твери и должно было произойти в начале 2014 года – после окончания капремонта в роддоме №1 и решения вопроса по роддому №3, остро нуждающемуся в расширении площадей и, в силу своей специфики, разделении потоков рожениц. Однако эти планы были заброшены: гинекологическая клиника в здании роддома появилась на свет раньше срока, в рамках мероприятий по упорядочению коечного фонда. Кстати, к началу ее работы не было получено даже согласия на то органов санэпиднадзора и Росздравнадзора. Такой информацией располагает член постоянного комитета по социальной политике, член фракции КПРФ регионального ЗакСобрания Татьяна Гагкаева, упорно пытавшаяся отстоять 4-й роддом в прежнем статусе и обращавшаяся по этому поводу во все мыслимые инстанции как регионального, так и федерального уровня. Кстати, спешное перепрофилирование роддома не вызвало и одобрения прокуратуры: в адрес Минздрава было направлено письмо о несоблюдении при этом процессе установленного законом порядка для подобных действий. Однако дело сделано, формальные недоработки наверняка будут исправлены, и теперь Тверь получила то, что получила.
В информации, предоставленной областным правительством Тверскому информационному агентству, изменения объясняются заботой о комфорте пациентов и рожениц: «Площадь родильных домов не соответствует современным требованиям санитарных норм, поэтому женщины находятся в стесненных условиях, что часто вызывает их негативную реакцию. Понимая такую ситуацию, Министерством здравоохранения Тверской области совместно с обществом акушеров-гинекологов и Медицинской Академии, принято решение о необходимости оптимизации акушерско-гинекологической службы города Твери. Для улучшения размещения пациенток, гинекологическая помощь из родильных домов будет переведена и сконцентрирована в специализированном медицинском учреждении — Городская гинекологическая больница, которая будет функционировать на базе родильного дома № 4. На освободившихся площадях будут размещены акушерские отделения, что позволит улучшить условия пребывания беременных и рожениц в родильных домах. Так же улучшится медицинская помощь гинекологическим больным г. Твери, так как она будет сконцентрирована в одном учреждении, находящимся в Центральной части города, что позволит обеспечить удобную транспортную доступность». Но, к сожалению, на деле все может оказаться совсем наоборот. Мы попытались проанализировать возможные последствия скоропалительного перепрофилирования вместе с Татьяной Гагкаевой, за время борьбы за четвертый роддом ставшей настоящим экспертом по этой теме.
Судите сами. Роддом №4 – это всего лишь около 80 коек. Уже через две недели после начала функционирования учреждения в качестве гинекологической клиники он оказался забит до отказа. Куда деваться остальным пациенткам? А ведь именно гинекологические отделения принимают женщин с послеродовыми осложнениями, возникшими уже после выписки из роддома – а такие осложнения зачастую бывают очень опасны. Кстати, медоборудование для гинекологической клиники, которое по плану должно было быть передано в 4-й роддом из других родильных домов, конечно же, туда еще «не дошло», так что пока говорить о сосредоточении всей необходимой для такой клиники техники в одном учреждении как минимум преждевременно.
Не лучше обстоит дело и с обслуживанием рожениц. Мало того, что, разрушив отработанную десятилетиями систему, женщин Центрального района Твери лишили своего, «районного» роддома, предложив рожать на другом конце города, в «Южном». Ситуация куда более тревожная, чем может показаться на первый взгляд: по сути, рожениц всего города лишили возможности воспользоваться услугами родильного дома, расположенного в самом центре Твери, куда можно добраться из большинства районов города за минимальное время. Остальные родильные дома расположены либо на окраинах города, либо в очень неудобных для оперативной доставки туда рожениц местах. Первый роддом стоит в «Южном» посреди чиста поля, перинатальный центр – на самом краю Заволжья, второй роддом – во дворах Пролетарки, пятый – на вечно забитом транспортом Санкт-Петербуржском шоссе. Куда повезет «скорая» рожающую женщину, если на дорогах пробки? Если город завален снегом? Раньше везли в роддом №4. К примеру, год назад во время снегопадов именно в нем принимали роды у многих женщин из всех районов города, потому что более-менее расчищен от снега был только центр города, и шансы пробиться в остальные роддома у «скорых» были мизерные. Теперь везти рожениц в такой ситуации будет просто некуда.
По планам Минздрава региона, все роженицы из четвертого роддома должны отправиться в первый – в «Южном» простаивает огромное здание, в котором действительно можно было бы разместить немалое количество и беременных, и рожающих тверичанок. Однако планы Минздрава не учитывают того, что далеко не все женщины хотят рожать не в недавно отремонтированном роддоме №4 с прославленным профессиональным коллективом, а в 1-м – стоящем на отшибе, с недоделанным ремонтом и незнакомыми врачами. А ведь женщина имеет право выбора роддома, в котором должен появиться на свет ее ребенок. И попытка нагрузить роддом №1 за счет «высвободившихся» рожениц из четвертого пока что терпит крах: по данным, которыми располагает Татьяна Гагкаева, за две недели с момента закрытия роддома №4 только 2 роженицы из более чем 80, территориально закрепленных ранее за четвертым, пошли рожать в роддом в «Южном». Куда отправились рожать остальные – в перинатальный ли центр, в Москву ли – пока непонятно. Ясно одно: людей не устроила та альтернатива, которую предложила им власть.
Зачем понадобилось ломать старую, еще советскую, но все же отлаженную и по-своему логичную систему медобслуживания тверских женщин? Может быть, ответ кроется в прецеденте, созданном в роддоме №5, где уже открылось несколько платных палат для гинекологических больных? Или, возможно, дело в том, что после перепрофилирования роддому №4 понадобится новое, ориентированное на иные цели и задачи медучреждения руководство? Ответа на эти вопросы пока нет – ни у нашего эксперта, ни у простых жительниц Твери, которым, собственно, и предстоит прочувствовать и оценить проводимую «оптимизацию акушерско-гинекологической службы города Твери». Ответы появятся, когда станет ясно, как и под чьим руководством будет работать бывший роддом №4 и другие учреждения акушерско-гинекологической направленности.
Ну а судить о том, насколько эффективна затеянная перетасовка этих медучреждений, придется тогда, когда наберется достаточная для анализа статистика по количеству родов в оставшихся родильных домах и по срокам доставки в них рожениц, по эффективности работы новой гинекологической лечебницы и по уровню заболеваемости и смертности среди рожениц и новорожденных в Твери. Будем надеяться, что эта статистика не будет удручающей.
Фото: www.rd4-tver.ru