«Наезд» или обыкновенный разбой?

«Наезд» или обыкновенный разбой?

В четверг, 24 октября, в Твери был избит Максим Новиков, известный в городе как журналист, сотрудничающий с такими СМИ, как Радио «Свобода», сайт Каспаров.ru, радиостанция «Эхо Москвы», сайт «Другая Тверь». Пострадавший уверен, что нападение связано с его профессиональной деятельностью, разбираться же досконально – имел ли место обыкновенный разбой, или журналист действительно заинтересовал кого-то своими публикациями – предстоит правоохранительным органам. Между тем, происшествие вызвало неоднозначную реакцию у тверского интернет-сообщества – от слов сочувствия и возмущения действиями нападавших до полусерьезных предположений о том, что ЧП было подстроено самим потерпевшим.

Начнем с фактов без прикрас: с того, как выглядит нападение на журналиста с точки зрения правоохранительных органов. Приведем выдержку из сообщения УМВД России по Тверской области: «24 октября около 21.20 на улице Громова, неизвестные, используя электрошоковое устройство и причинив телесные повреждения местному жителю 1980 года рождения, открыто похитили из его автомашины ноутбук и документы потерпевшего. Ущерб устанавливается. На поиск злоумышленников ориентированы все наряды полиции. По данному факту проводится проверка, решается вопрос о возбуждении уголовного дела». В публикациях, наводнивших интернет на следующий день после нападения – прежде всего, с легкой руки самого Максима, оперативно разместившего сообщение об инциденте и свое фото после него в соцсетях – произошедшее выглядит более красочно.

На сайте Радио «Свобода» в своем интервью Максим Новиков детально рассказывает, кто и что с ним сделал: «В 9 часов вечера я подъехал к дому, имел неосторожность сидеть в своей машине с открытыми дверьми. На меня неожиданно напали двое молодых людей, лица у них были закутаны шарфами, на головах натянуты капюшоны, одеты они были в спортивном стиле «милитари». Они стали применять против меня электрошокеры, потом стали бить чем-то тяжелым, вроде кастета, но не кастетом: если бы это был он, я бы сейчас с вами не разговаривал. Потом один раз ударили битой, но я закрылся рукой и сумел с трудом вылезти из машины (а они не позволяли это сделать) и побежал от нее в сторону. У меня в кармане был перцовый баллончик, одного товарища я сумел им попрыскать, он немножко отстал. Другой в это время схватил мой ноутбук, и нападавшие вместе убежали». По его словам, закончилось все это относительно благополучно: «Они молчали, просто меня методично избивали. Это было самое страшное – что они ничего не говорили. Думаю, мне очень повезло, что я сумел вырваться из машины. Если бы я не сумел, они бы меня там и «заколошматили». Так они довольствовались только ноутбуком, а если бы я остался в машине, то они молча бы меня забили. Настроены они были крайне серьезно, там одни глаза были видны – били и били, ничего не говорили». В общем, как посетовал Максим в своем аккаунте «ВКонтакте»: «Журналист – опасная профессия!» Однако, видимо, нападали не самые профессиональные преступники – ведь как сам пострадавший говорит в том же интервью Радио «Свобода», «врачи сказали, что повезло, что удары прошли вскользь, только гематомы. Пока подозрений на сотрясение мозга или трещину височной кости нет».

Между тем, тверское интернет-сообщество достаточно противоречиво отнеслось к факту нападения на журналиста. Помимо пожеланий выздоровления и слов поддержки, вполне уместных в данном случае с точки зрения цивилизованного человека, в комментариях к новости об избиении нет недостатка и в недоверчиво-саркастичных замечаниях. По всей видимости, этот тон объясняется спецификой работы Максима со СМИ. Так, на сайте Тверского информационного агентства в обсуждении происшествия один из пользователей охарактеризовал причины избиения жестко: «Ну так это издержки принципа журнализдики: «И вашим и нашим за копейку спляшем». Надо ж думать, что когда продаешься всем и вся, то немудрено получить по морде». Примерно в том же духе высказываются и в комментариях на портале Tverigrad.ru: «Я думаю, «герою» этой новости совершенно без разницы, «корреспондентом» какого издания быть, сегодня — kasparov.ru, завтра — antikasparov.ru, не важно, главное – кто больше заплатит. В зависимости от этого переключатель «оппозиционер/позиционер» немедленно переключается в соответствующую позицию». Олег Дубов, сообщая в своем блоге о ЧП, характеризует Максима Новикова как независимого журналиста, который в публикациях «разоблачал темные дела тверской оппозиции <…> и тверского криминала», — и тут же получает удивленный коммент своего читателя: «Независимый журналист «разоблачал темные дела тверской оппозиции»? Да уж, надо поискать таких «независимых»!» И еще один штрих к портрету независимого журналистам добавляет участник обсуждения нападения на Максима Новикова (видимо, неплохо с ним знакомый) на страничке Радио «Свобода» на Facebook: «Может быть, вы не знаете, но этот парень — штатный «оппозиционер», финансируемый областной администрацией и партией «Единая Россия», распускает про всех грязные слухи по заданию из кабинетов власти».

Словом, у Максима Новикова достаточно поводов говорить, что нападение может быть связано с его профессиональной деятельностью – тем более что для тверского журналиста подобное предположение в каком-то смысле достаточно лестно. Хотя и утверждать, что это так, основываясь только на его заявлениях и на том, что у пострадавшего забрали только ноутбук, тоже опрометчиво. В любом случае, разбираться в этом предстоит сотрудникам правоохранительных органов – и хотелось бы, чтобы итоги этого разбирательства стали известны широкой публике, дабы домыслы и предположения любого толка по поводу этого происшествия были подтверждены либо опровергнуты.

 

Фото: vk.com/mnovikoff

Теги:



Комментарии
Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Свидетельство о регистрации средства массовой информации "Тверская неделя" Эл № ФС77-56972 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 14 февраля 2014 года

Учредитель и руководитель - Берней Мария Всеволодовна
Главный редактор - Гамбург Александр Александрович.
E-mail редакции: [email protected]
8-920-155-80-80; 8-904-355-07-04

16+