Утопая в мусоре
|Как будут «наводить уборку», в Тверской области после слов президента?
В России накоплено 100 миллиардов тонн отходов, свалки мусора занимают площадь в 4 миллиона гектаров — на этой гигантской территории поместятся 15 городов размером с Москву. Такие, мягко говоря, не утешительные цифры озвучил Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, состоявшемся в Кремле 25 ноября.
Выступая тремя днями ранее на московском «Форуме действий» ОНФ президент отметил, что зачастую функционирование незаконных свалок и полигонов ТБО тесно связано с криминалитетом и в некоторых случаях на территории Московской области главе государства лично приходилось вмешиваться в ситуацию и привлекать внутренние войска. А 1 декабря, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Путин говорил о проблеме утилизации отходов как об одной из приоритетных, и не терпящих дальнейших отлагательств, подчеркивая, что следующий 2017 год объявлен в стране годом экологии. Такова хронология президентских выступлений по «мусорной» тематике последних двух недель.
Во время послания Федеральному Собранию в Георгиевском зале Кремля присутствовал и губернатор Тверской области Игорь Руденя. В своем комментарии к президентской речи, данном после завершения мероприятия, глава региона среди прочего отметил, что для Тверской области актуальна тема охраны окружающей среды, затронутая главой государства во время выступления.
«У нас эта работа находится в зачаточном состоянии – констатировал Игорь Михайлович. На территории региона много полигонов твердых бытовых отходов, которые не приведены в надлежащее состояние. Необходимо в Год экологии начать активную, системную работу в этом направлении».
Метафора про зачаточное состояние очень точно отражает суть происходящего. Попытки что-то зачать в истории с мусорной проблемой на территории региона датируются еще зеленинскими временами, но пока, увы, так ничего стоящего и не родилось. Хотя надежды на адекватное решение были. Еще а конце «нулевых» построить безотходный и экологичный мусороперерабатывающий завод предлагали немцы. Однако проект был отклонен без каких-либо вразумительных объяснений. Ходили слухи, что немецкие инвесторы просто сказали свое решительное «найн» и удалились назад в цивилизованную Европу, когда в разговоре за закрытыми чиновники из городской администрации попросили у них «откат».
После некоторой паузы вслед за немцами свои услуги предложили уже россияне. Звучало ли слово «откат» из уст городских чиновников во второй раз никто не знает, но договориться с соотечественниками оказалось проще. Правда, построить они предложили не завод, а новый полигон ТБО. А тут еще и разговор о нанотехнологиях зашел, которые в пору президентства Дмитрия Медведева были, что называется, в тренде. Словом, консенсус с отечественным инвестором назло несговорчивому немцу был найден. Началась кипучая деятельность по оформлению необходимой документации, но с уходом с поста губернатора Дмитрия Зеленина все опять застопорилось. Пришедший ему на смену Андрей Шевелев немного помариновал проект, решив самостоятельно взвесить все «за» и «против». Взвесив, дал добро, поскольку другого выхода хоть как-то «разрулить» ситуацию просто не было (свалка на Бежецком Шоссе, функционировавшая с 1968 года, исчерпала себя окончательно и бесповоротно).
Губернаторским планам стали активно мешать жители деревни Славное, близ которой и решили построить новый полигон ТБО. Люди, не желающие дышать едким дымом, вышли протестовать на улицы, но эти протесты ничего не изменили и в сентябре 2015 новый мусорный полигон был открыт. Хотя в подлинности государственной экологической экспертизы, разрешающей строительство объекта, были серьезные сомнения. Точнее, экспертиз было две. Одна, сделанная Росприроднадзором по Тверской области в 2000 году, строительство однозначно запрещала, вторая проведенная по заказу инвестора уже московским Росприроднадзором в 2014 году, выдала положительное заключение. Хотя на запрос главы Славновского сельского поселения в ведомстве ответили, что никаких документов для проведения экспертизы от инвестора к ним не поступало. Ситуация с экспертизами так и осталась без внятного разъяснения, но на это, очевидно, просто закрыли глаза. И областная власть и контролирующие органы, ибо понимали, что положение критическое. В итоге новый полигон ТБО, повторимся, был запущен.
Стоит ли говорить, что обещанные нанотехнологии с сомнительной документацией сочетаются, как-то слабо. И кто после этого даст гарантию, что «продавленный» полигон вместо обещанного наночуда по утилизации мусора не превратится в свалку на Бежецком шоссе №2, отравляющую и без того незавидную экологию Верхневольжья? По данным рейтинга, составленного организацией Гринпис в августе 2016 года, Тверская область попала в число регионов-аутсайдеров, не сумевших решить проблемы с бытовыми отходами. Старая свалка требует рекультивации, новая стремительно наполняется. Так что тема строительства мусороперерабатывающего завода на территории региона более чем актуальна.
Кстати, политические оппоненты об этом говорили неоднократно, но что-то мешало областной власти к ним прислушаться. Теперь не прислушаться просто нельзя, ибо о ситуации заговорили на самом верху и дали команду разобраться. Но так уж работает «ручное» управление: даже очевидные вещи должны озвучить в Кремле, чтобы на местах что-то зашевелилось.
Давайте резюмируем сказанное. Владимир Путин заявил о том, что «мусорную» проблему на территории страны необходимо решить в ближайшие несколько лет. Тверская область в числе отстающих регионов, не сумевших организовать раздельный сбор мусора. Рядом с Тверью находится требующая рекультивации закрытая свалка, способная причинить существенный ущерб здоровью людей. С такими вводными Игорю Рудене и придется приступать к уборке, о которой говорил глава государства. Ну и, конечно, прозондировать мусорный бизнес на предмет наличия интереса к нему со стороны криминальных и околокриминальных кругов. Что-то подсказывает, что такой интерес непременно найдется. Главное – желание искать. А самое главное – наличие политической воли, которую должен будет проявить недавно избранный глава Тверской области. Предыдущему областному руководству ее, очевидно, недоставало.
Однако, при четко обозначенной президентской позиции по мусору, региональное правительстве столь же четко свою позицию пока не обозначило. Есть слова губернатора о том, что проблема существует и есть его же обещание не строить мусоросжигательные заводы рядом с жилыми домами, данное после скандала со свалкой в Лихославле. Недурно бы не строить этих заводов совсем. О намерении строить мусороперерабатывающие заводы губернатор в свою очередь прямо ничего не говорил. Хотя, желающие осуществить такой проект, нашлись бы очень быстро. При условии, конечно, что с них в очередной раз не потребуют пресловутых «откатов». Ваше слово, Игорь Михайлович!
Антон Стариков
Фото:Тверская неделя